Глобальный центр по инклюзии Специальной Олимпиады уже пять лет ведет свою работу, по всему миру. Вице-президент центра Салин Эль Самарани рассказала SameSport, как спорт меняет общество и экономику, что для этого делает Специальная Олимпиада и чем опасен культ «историй преодоления» при рассказе об особенных атлетах?
Как был создан Глобальный центр Специальной Олимпиады, чем он занимается, какие его основные задачи?
Импульсом к созданию нашего Глобального центра послужила Специальная Олимпиада 2019 года, прошедшая в Абу-Даби. Мы используем потенциал Специальных Олимпийских игр, чтобы развивать инклюзию на всех уровнях, в разных областях, включая образование, социальную жизнь и развитие лидерства, поэтому спорт остается для нас ключевым направлением.
Основные задачи Центра сейчас:
Продвижение социальной интеграции: Основополагающая цель — стимулировать низовые изменения для социальной интеграции по всему миру. Это подразумевает расширение сети юнифайд секций Специальной Олимпиады в средних школах. Так за счет развития юнифайд спорта (спортивные игры, где за команду выступают атлеты с особенностями и их партнеры без нарушений – SameSport) все ученики вовлекаются в инклюзивные процессы.
Исследования и экспертиза: Центр активно ведет исследования, посвященные развитию инклюзивных жизненных установок в различных культурах, планированию и продвижению программ по развитию инклюзии в обществе. Это дает базу знаний, опираясь на которую, можно разрабатывать конкретные спортивные и образовательные программы
Развитие инклюзивного мировоззрения и поведения: Центр разработал четкую структуру формирования инклюзивной модели мышления. Она определяет основные знания, навыки, ценности и действия, которые побуждают молодых людей принимать «иных», даже если им это неудобно. За эту работу Глобальный центр получил несколько наград, включая серебряную награду QS Reimagine Education.
Глобальное сотрудничество для инклюзии: Центр объединяет ученых и спортсменов со всего мира, чьи совместные усилия направлены на расширение базы знаний Специальной Олимпиады. Эти инициативы создают глобальное партнерство, поддерживающие инклюзивное образование.
Программы по расширению: Центр поддерживает более 25 стран, принявших Специальную Олимпиаду с hub of excellence (центры передового опыта – места откуда распространяют программы на весь регион, – Same Sport) в шести странах, включая Аргентину, Индию, Египет, Пакистан, Румынию и Руанду. Эти центры служат глобальной сетью для распространения Unified Champion Schools.
Передовое мышление: Глобальный центр проводит встречи и выпускает информационные бюллетени, в которых освящаются последние инновации и исследования. Таким образом мы распространяем передовой опыт и наводим мосты между всеми заинтересованными сторонами, чтобы выработать общий вектор развития и определить практически шаги.
Спорт обычно воспринимается как нечто дополнительное, – нерегулярное хобби, когда речь идет о массовом спорте, или занятие для небольшого круга избранных, если это профессиональный спорт. Как при этом спорт может привести к глобальной трансформации общества? Какие условия должны быть для этого соблюдены?
Развитие инклюзивного спорта, безусловно, влияет на общий уровень инклюзии в обществе. Но для этого требуется системный подход, включающий в себя создание доступных секций, обучение тренеров, просветительскую работу. Также необходима политика содействия (со стороны властей), поощряющая инклюзию на всех уровнях.
Это идёт на благо всему обществу. Глобальный центр Специальной Олимпиады недавно опубликовал краткий обзор, в котором исследуется влияние инклюзивного образования на экономику. В его основу легли 74 исследования, проведенные в более чем 40 странах.
Как показывает обзор, инклюзивное образование улучшает академические результаты, социально-эмоциональное благополучие, а также психическое и физическое здоровье всех учащихся, как с ограниченными возможностями, так и без нарушений.
Эти первые благоприятные результаты затем преобразуются в экономические преимущества для детей, семей и лиц, осуществляющих уход. Экономика улучшается за счет появления новых рабочих мест и сокращения расходов семей. Наконец, в обзоре описывается, как инвестиции в инклюзивное образование приносят значительную экономическую отдачу правительствам и обществу за счет устранения дублирующей инфраструктуры, повышения производительности, снижения потребности в социальных услугах, появления новых рабочих мест и, соответственно, налоговых поступлений. Правительства, организации, школы, корпорации и сообщества должны работать сообща, чтобы интегрировать инклюзивный спорт в общественную жизнь. Должны быть гарантии, что у людей с ограниченными возможностями будут те же возможности, что и у их сверстников.
Спорт — мощный инструмент для развития инклюзии, поскольку он вдохновляет на командную работу, уважение и разрушение барьеров. Благодаря спорту люди из разных слоев общества и с разными особенностями объединяются, и учатся понимать друг друга. Спорт помогает интегрировать людей с ограниченными интеллектуальными возможностями в общество, показывая их потенциал и позволяя участвовать в общей деятельности на равных со всеми. Могу порекомендовать несколько наших сводок по этой теме:
Brief 101: Sport as a Bridge and Connector Among Youth by Special Olympics Global Youth a… – Flipsnack
Россия сейчас делает только первые шаги в сторону инклюзии, в том числе и в спорте. Поэтому чаще речь идёт не о системной работе, а о деятельности отдельных энтузиастов. Что Вы можете посоветовать этим пионерам?
Мой совет – оставайтесь открытыми, терпеливыми и готовыми учиться. Надо адаптировать методы тренерской работы для удовлетворения уникальных потребностей каждого ребенка, чтобы создать инклюзивную модель. Начните с небольших, посильных шагов. Помощь, которую вы сможете предложить отдельным семьям, станет первым шагом к созданию благоприятной среды. Тренер должен выстроить прочные отношения с особенным спортсменом. Надо прилагать активные усилия, чтобы понять его потребности. Также необходим хороший контакт с родителями спортсмена, это имеет решающее значение для того, чтобы узнать, как лучше всего его поддерживать.
Важно сотрудничать с другими членами инклюзивного сообщества. Тренеру надо получать соответствующую подготовку, выстраивать контакты со специалистами в области специального образования, они помогут ему лучше понимать потребности детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. У нас всех одна цель – создать инклюзивную, поддерживающую среду, в которой каждый ребенок может преуспеть.
В большом спорте основной фокус внимания сосредоточен на соревнованиях (главными из которых, кстати, для большинства остаются Олимпийские игры). Применим ли такой подход с постоянной гонкой за рекордами и культом чемпионов в инклюзивном спорте? Можно ли сохранить баланс между соревновательным принципом и инклюзией?
В отличии от обычных спортивных мероприятий, наша главная цель – убрать барьеры. В инклюзивных видах спорта, особенно в рамках Специальной Олимпиады, задача – дать возможность как можно большему количеству людей (независимо от их интеллектуальных или иных способностей) получить преимущества, которые дает спорт. Поэтому, хотя поединок остается важной частью спортивного опыта, главный приоритет в инклюзивном спорте – участие, сотрудничество и личностный рост, а не победа и строгое соблюдение правил.
Инклюзивные спортивные программы в рамках Специальной Олимпиады создают среду, в которой спортсмены могут развивать физические навыки, повышать свою уверенность и строить отношения.
В рамках Специального олимпийского движения проходят семинары, чтобы помочь тренерам понять, как адаптировать свои подходы к потребностям всех учеников. Это гарантирует, что спортсмены могут участвовать в значимых, соответствующих возрасту тренировках и соревнованиях, получая и вызовы, и поддержку именно на том уровне, который соответствует их возможностям.
Цель инклюзивного спорта в рамках Специальной Олимпиады выходит за рамки спортивных достижений. Это содействие социальной интеграции. Спортсмены с ограниченными интеллектуальными возможностями должны восприниматься как ценные члены своих сообществ. Участвуя в инклюзивном спорте, люди бросают вызов укоренившемуся в обществе представлению об инвалидности. Так они добиваются принятия и уважения для каждого.
Кроме того, Специальная Олимпиада поощряет участие семьи и предоставляет возможности семьям спортсменов с интеллектуальными особенностями участвовать в жизни сообщества. Объединяя семьи, тренеров и волонтеров, программа создает инклюзивную спортивную среду, где все могут работать вместе, чтобы поддерживать спортсменов.
Существуют определенные шаблоны при освещение инклюзивного спорта в СМИ. Стремление следовать им дарит нам бесконечную вереницу «историй преодоления», причем зачастую для большего драматического эффекта авторы даже искажают факты, преувеличивая трудности и замалчивая поддержку, которую получали спортсмены со стороны сообщества. Стоит ли пренебрегать правдой, чтобы тронуть сердца читателей?
Истории успеха могут быть мощным инструментом влияния. В некоторых случаях рассказ о достижениях особенных спортсменов способен поменять общественное мнение. Однако, крайне важно, чтобы эти истории передавались с деликатностью и точностью. Хотя истории успеха могут вдохновлять, высок и риск, что они будут закреплять ненужные стереотипы. Так происходит, когда информация дается как «вдохновляющая история преодоления». В этом случае все внимание уделяется чудесной победе над обстоятельствами, и автор уходит от признания ценности спортсменов как личностей. Задача состоит в том, чтобы сместить повествование с изображения людей с ограниченными интеллектуальными возможностями как «вдохновляющих исключений» на демонстрацию их как активных равноправных участников общества независимо от их способностей.
СМИ важно освещать эти истории таким образом, чтобы показывать реальность инклюзии. Сосредотачиваясь на равенстве возможностей, а не только на отдельных историях успеха. То, как мы сообщаем об этом, имеет большое значение для формирования общественного восприятия, и мы все обязаны призывать к равенству и инклюзивности в работе, социальных и общественных отношениях.