Главная Новости Новости «Моё сердце меняет весь мир»: Водители с особенностями

«Моё сердце меняет весь мир»: Водители с особенностями

Гонщик с аутизмом за рулем машины
Racing with autism

Не многие вспомнят об автоспорте, когда речь зайдёт об инклюзивных соревнованиях. Но, вопреки стереотипам, оказалось, что люди с ментальными особенностями могут добиться успеха и на гоночной трассе. Почему для гимнаста самым сложным трюком стало получить права и как аутизм помогает вписываться в повороты на гоночной трассе, — в материале SameSport.ru.

Лукас Баррон с отцом/ AFP

В 2011 году Уильям Локнейн, установил, как восторженно писали СМИ, свой главный рекорд и стал новым героем Ирландии. К тому времени это уже был состоявшийся атлет, который привык подниматься на пьедестал самых престижных соревнований. Но то, что произошло в тот день, превзошло все его рекорды и навсегда вписало имя в историю. В этот день Уильям Локнейн получил права на управление легковым автомобилем.

Дело в том, что у него синдром Дауна. Локнейн стал первым человеком с подобным диагнозом в Ирландии, которому выдали водительское удостоверение.  Для титулованного гимнаста главной наградой стали не золотые и серебряные медали, которые он собирал на специальных олимпиадах в Дублине или Пекине, а возможность легально ездить на работу в супермаркет за рулем своей машины.

После того, как Уильям получил вожделенную карточку, до него безуспешно дозванивались журналисты — он долго не брал трубку, потому что был слишком занят. Обнимался со всеми друзьями и родственниками, которые пришли, чтобы поддержать его. Особенно он был благодарен своему отцу, который первым пустил его за руль. Перед тем как отправиться в автошколу Уильям смог немного поездить на пустыре, что помогло ему справиться с волнением на занятиях.

Формально люди с синдромом Дауна могут получить права во многих странах (при условии, если пройдут медкомиссию и сдадут экзамены). Однако на практике этим правом смогли воспользоваться единицы, которым удалось поменять правила игры. За последние несколько лет о том, чтобы сесть за руль задумались уже сотни людей с ментальными особенностями по всему миру. Появляются специальные организации, которые готовы их в этом поддержать. Например, крупнейшая в Латинской Америке компания по прокату машин Localiza открыла в Бразилии школу вождения Xtraordinary Driving School, которая помогает получить права людям с интеллектуальными особенностями.

Следующий этап — участие в соревнованиях. Так, в прошлом году в Перу Лукас Баррон стал первым в мире человеком с синдромом Дауна, который прошел ралли Dakkar. Он был вторым пилотом у своего отца, Жака Баррона. За десять дней они проехали почти пять тысяч километров, причем большая часть маршрута пролегала через пески. Перед этим команда Баррон прошла в качестве тренировки ралли Desafio Inca, здесь 80% маршрута составляют песчаные дюны. Отец и сын преодолели все трудности и теперь готовиться к новым вызовам.

Трасса стала местом покоя

Гонщик Остин Рейли
Racing with Autism

Канадец Остин Райли из Онтарио стал первым профессиональным гонщиком с аутизмом. Он неоднократно выигрывал ралли Radical Cup и стал одной из главных звезд этих соревнований. Дошло до того, что спортсмены специально ехали на Radical Cup, чтобы проверить себя в противостоянии с Остином.

Как вспоминают родители, он с самого раннего детства был одержим машинами, поэтому его в семь лет посадили за руль карта. С тех пор трасса, с её ревом моторов и несущимися машинами, стала для Остина главным местом покоя.

«Картинг — это терапия Остина. Все его друзья из мира картинга. Они не знали о всех тех проблемах, что он преодолевал каждый день в повседневной жизни, для них он просто парень с отличным чувством юмора, который классно водит», — вспоминает отец гонщика Джейсон.

Не стоит думать, что достаточно было посадить мальчика с аутизмом за руль и все проблемы решились. Остин день за днем вынужден преодолевать свой диагноз, в том числе и участвуя в гонках. Как и многие люди с аутизмом, он испытывает сильную тревожность, поэтому с самого начала для него старались создать максимально комфортные условия. Выработался определенный ритуал, который неизменно соблюдают. «Мы всегда выезжали в одно и то же время, парковались в одном и том же месте. Все мелочи очень важны для него и влияют на его состояние во время гонок, чем меньше неожиданностей, тем он спокойней, тем лучше результат», —рассказывает отец и по совместительству тренер.

При этом, по словам самого Остина, когда он движется на высокой скорости, он чувствует себя очень комфортно:

«Это моя особенность. Мой мозг работает слишком быстро. Так что, когда я в гоночной машине, я воспринимаю все в нормальном для меня темпе».

Сейчас он в рамках проекта Racing with autism ведет просветительскую деятельность, выступая перед подростками с аутизмом, их родителями, учителями и всеми, кто попросит.

«Остин первый смог показать, что с таким расстройством люди могут добиться успеха в автоспорте, теперь мы хотим вдохновить других», — пояснил Джейсон Райли.

«Я горд тем, что я делаю. Да я гонщик, и да, я люблю гонки, но мое сердце меняет весь мир», — заявляет сам Остин.

«Есть что предложить обществу»

Гоночная машина Auticon
Auticon

В Новой Зеландии Бен Тайлор уже несколько лет успешно участвует в профессиональных гонках несмотря на аутизм и СДВГ. Он дебютировал в 2021 году на гонках F3 в Сиднее, а в 2024 пришел в Porsche Michelin Sprint. Машину Тейлора украшает спонсорский логотип компании Auticon. «Это организация, которая фокусируется на силе людей с аутизмом вроде меня. Там их привлекают к работе в IT. Девиз компании — «аутизм — это не сбой, а другая операционная система». Имеется в виду, что аутизм — это другой способ мыслить», — объясняет он.

Спонсор уже обещает применить нестандартный подход, вытекающий из иного способа мыслить, чтобы помочь своему пилоту. Как заявил глава компании Боддо Манн, дата-аналитики уже собрали большие массивы информации и ведут активную работу, которая позволит найти скрытые резервы и улучшить результаты Бена на трассе.

Самому гонщику, по его словам, помогает часто встречающий у людей в спектре гиперфокус.  

«В IT это помогает в кодинге. А мне так проще рассчитывать дистанцию, скорость на поворотах. Это повышает мои возможности как высококлассного спортсмена», — утверждает Бен Тайлор.

Для него участие в престижных гонках стало поводом, чтобы заявить, что люди с аутизмом способны на многое:

«Я хочу, чтобы мой успех вдохновил и других людей в спектре. Чтобы они не недооценивали себя, а понимали, что им есть, что предложить обществу».

Количество таких гонщиков будет расти. Понятно, что не все, кто находится в спектре могут нормально переносить громкий шум, неизбежно сопровождающий автоспорт, но есть и такие. Для них автомобиль может стать призванием, терапией или просто развлечением. Уже появляются организации, которые готовы открыть для людей с аутизмом автоспорт.

Например, в Великобритании несколько родителей, увлеченных картингом, объединились в организацию Autism In Motorsports, которая ставит своей целью, сломать барьеры, отделяющие автоспорт от аутизма. Благодаря им растет и развивается сообщество людей с аутизмом, увлеченных картингом.

Участие особых спортсменах в гонках помогает снять стигму с психических расстройств в мире автоспорта. Теперь проще говорить о психическом состоянии и остальных гонщиков, которые начали признаваться, что столкнулись с теми или иными психическими нарушениями, в том числе и из-за сверхвысоких нагрузок, присущих этому спорту. Раньше они были вынуждены это скрывать, боясь осуждения. Это классический пример, как инклюзия помогает всему сообществу — поддержка особых потребностей в конечном итоге позволяет улучшить состояние и его условно нормальных членов.